Почему нужны

Типовые проекты

Поясню необходимость типовых проектов крестов на примере создания крестов, представленных на этой странице. Когда в 1994 году после одобрения проекта установки крестов на I Рождественских образовательных чтениях, я, грешный, получил благословение епископа Архангельской и Мурманской епархии ПАНТЕЛЕИМОНА на установку первых крестов на местах сгоревших в 1989 году храмов РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА в Архангельской области, встал вопрос, какие размеры крестов выбрать, какую резьбу нанести? Подобный вопрос встает, думаю, и сейчас перед многими мастерами, поскольку широко известных, "типовых" проектов нет и сейчас. Проект тех первых крестов изготовил архитектор А.Б. Барабанов по аналогии с наиболее совершенными из сохранившихся Мезенскими крестами. В определении, какую резьбу нанести, помогла крупнейший специалист по православной символике Т.Н. Кудрявцева. Когда мы вместе с А.Б. Барабановым изготовляли эти первые кресты, я видел как он "налету" менял их размеры, исходя из размеров имевшихся у нас бревен. У А.Б. Барабанова были на то основания как у профессионального православного архитектора. Профессия приучила его определять облик сооружений по своей воле.

При изготовлении последующих крестов, не имея архитектурного или художественного образования, я не чувствовал за собой права полагаться на свою интуицию. Ощущалась необходимость использовать какой-то закон (или в форме формул, или устоявшихся образцов) для определения размеров крестов. Причем закон, благословленный ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ, а не определенный человеческим своеволием. Думается, что я, многогрешный, в своих раздумьях, как изготовлять кресты, в какой-то мере промоделировал сознание наших предков - древних мастеров - изготовителей крестов. Общеизвестно, что кресты в России вплоть до конца 19 века воздвигались во славу ГОСПОДА по самым разным поводам. На местах сгоревших церквей и при святых источниках. Были кресты поклонные, на въездах в города, села, при подъезде к монастырям. Кресты ставились на пастбищах и на лугах: для охранения животных и урожая, в память об урожайных и неурожайных годах. Были кресты обетные и кресты-ориентиры для путников и моряков. Строительство каждого храма или монастыря начиналось, как и по сею пору, с установки креста. Поскольку кресты были самые разные то и изготавливали их самые разные люди: крестьяне, моряки, профессиональные мастера. Думается, очень маловероятно, более того невозможно, что бы эти люди полагались при определении размеров изготавливаемых крестов на свою интуицию, или определяли размеры случайным образом, исходя из размеров бревна. Они наверняка стремились приблизиться к БОЖЕСТВЕННОМУ ЗАКОНУ. А потому не могли определять размеры по своеволию. Вероятнее всего они использовали образцы, аналоги. Доказательством того, что при изготовлении крестов использовались аналоги, является то, что в надписях на крестах встречаются грамматические ошибки. Это говорит о том, что многие изготовители крестов именно копировали надписи с других крестов. При этом, конечно, надо учитывать, что в каждом регионе была своя традиция изготовления крестов. Вопросам резьбы на крестах было посвящены исследования [3]. А вот публикаций о традиционных размерах и пропорциях крестов непросвещенный автор этой статьи не знает. Стремясь найти закон определения размеров и пропорций крестов, автор обратился к древнерусской системе мер длины, возвращенной из забвения в 1950-х годах академиком Б.А. Рыбыковым [1]. Исследования по применению древнерусской системы мер длины в архитектуре Древней Руси (до 17 века) проводил, в частности, А.А. Пилецкий [2]. Опираясь на работы [1], [2] автор составил несколько проектов крестов в древнерусской системе мер длины, сравнил их с крестами сохранившимися в Архангельской области, наиболее древний из сохранившихся крестов 1637 года доказывает верность принятого метода.

Храмы РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА до пожара
Установка креста на месте храма БОГОЯВЛЕНИЯ в Тверской области
Крест на месте храма ИЛЬИ ПРОРОКА 	в Тверской области