Статья о храме ПЕТРА и ПАВЛА в селе Лекшмозеро |
Издавна церковь Святых апостолов Петра и Павла в селе Лекшмозеро была приходским храмом. Она поставлена на том месте, где, по преданию, из озера выплыла икона Святых апостолов Петра и Павла: на другом берегу озера жители оттолкнули икону, а здесь рыбаки приняли ее с благодарностью, и в память этого события построили деревянную церковь. В 1823 году древняя, XVI века церковь сгорела, и прихожане просили временно, до построения каменной церкви (разрешение на которую уже было получено), перенести к ним праздную деревянную церковь из близлежащей пустыни - ведь жизнь без храма была немыслима. Новую церковь освятили в 1829 году. Иконы для ее иконостаса написал в 1845 г. крестьянин деревни Игнатовской Вельского уезда Вологодской губернии Ассикрит Давыдович Шамин, сын каменщика, сложившего не одну церковь в Каргополье.
В церкви был теплый придел пророка Ильи.
Рассказывают об интересной подробности участия церкви в жизни округи: зимой, когда начинался буран или вьюга, в церкви звонили в колокол, чтобы рыбаки, застигнутые непогодой на озере, нашли дорогу домой.
Престольный праздник церкви, день Святых апостолов Петра и Павла (12 июля), называемый здесь Петровками, отмечался торжественной утренней службой при большом стечении народа со всего прихода. В этот день служили молебен с водосвятием и последующим купанием в особой купальне в озере, о чем помнят еще и ныне: Иордань устраивали. Девки купались, мужики – в одежде. Раз мужики пошутили, сделали мель в Иордане. Кто-то хотел нырнуть, а там воды – по грудь. Праздник с водосвятием считался у жителей заветным, то есть таким, когда было особенно принято молиться об исполнении всяких просьб, в частности об исцелении; в знак этого купались в Иордани.
На Пасху, бывшую крупнейшим событием христианской жизни, лекшмозерское священство ходило по домам всего прихода целую неделю, служа молебны в каждом доме. При этом носили почитаемую икону Божией Матери, поэтому так и говорили: Богородица ходит. В благодарность и в качестве расплаты крестьяне одаривали духовенство хлебами, их набирали целые возы. Поэтому иногда об этом говорят и так: собирают хлебы. В каждом доме к этому торжественному моменту тщательно готовились: на столе расстилали праздничную домотканую и расшитую, зовущуюся пасхальной скатеретку (больше ее никогда не использовали), на нее клали свежевыпеченные хлебы: мякушку ржаную и пшеничную, яйца, калитки. Существовала определенная последовательность хождения Богородицы по всем деревням прихода. Домашние молебны устраивались не только на Пасху, но и в другие крупные праздники.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла закрыли в 1930-е годы, при этом среди ночи арестовали и увезли на черной машине весь причт, церковного старосту, некоторых особо верующих прихожан - чтобы разбить двадцатку; больше о них ничего не слышали. После закрытия в церкви сняли полы, увезли иконы, разместили склад зерна.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла сохранилась до наших дней, а колокольня все эти времена не теряла крест на высоком шпиле. Но после стольких лет небрежения здание нуждается в капитальном ремонте. Частично ремонт уже начат: восстановлены барабаны боковых глав и входной портик, водружен крест. Но еще больше работ ждут своего часа: необходим ремонт внутри храма и просторной трапезной, воссоздание центрального купола, перекрытого лемехом, восстановление классицизированного наружного декора церкви. Село Лекшмозеро и сегодня является довольно крупным и живым: в селе зарегистрирована православная община, которая восстанавливает бывшие в округе часовни и кресты, проводит разрешенные мирянам службы. Но восстановление храма нынешней вконец разоренной современными реформами деревне не под силу.
Эта статья написана Галиной Николаевной Мелеховой - членом православной общины села Лекшмозеро, участницей восстановления храма Святого АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО.
Если Вы хотите финансово помочь православной общине села Лекшмозеро. |
|