Особенно памятной остается для автора сайта установка креста на месте храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Угличском районе Ярославской области.
Вы видели на первой странице о крестах, что на чертежах кресты без крыш, хотя многие из традиционных крестов имеют крыши.
Автор сайта тоже первые кресты делал с крышами (смотрите фотографии крестов 1994 - 1998 годов на первой странице).
Первый крест без крыши был изготовлен в 1999 году на месте храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ на берегу Волги. В том году нашелся
строительный материал, чтобы сделать крест повыше на обрыве над Волгой. С крышей крест, казалось, будет трудно установить,
кроме того, ветровая нагрузка при наличии крыши увеличилась бы. Установка креста сопровождалась некоторыми необычными
явлениями, которые я позволю себе описать здесь в более литературной форме.
Храм ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ был взорван в 1930-х годах, и его остатки оказались на самом берегу поднявшейся воды Угличского
водохранилища. Это было первое место, где крест должен быть хорошо виден с реки. Поэтому хотелось сделать крест повыше.
Как раз и материал нам пожертвовали в том году подходящий для изготовления большего креста. Высота креста 4,99 метров
(2 великих косых сажени) от уровня земли, большая перекладина 3,05 м. (2 народных сажени). А внутренний вырезанный крест
соответствует Базовому пректу. Отметим, хотя сажени в проекте креста на месте храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
не соответствуют базовому набору саженей: царская, церковная, народная , но формула основного пропорционального
соотношения остается справедливой. В зависимости от ширины перекладины отношение длины большой перекладины к расстоянию этой перекладины до земли
равно: или 1,43 или 1,42 или 1,36. То есть этот крест соответствует сформулированному на странице Развернутое обоснование
правилу построения крестов.
Я приступил к изготовлению высокого креста. Однако при этом меня беспокоило то, что такой крест будет очень трудно установить на
месте храма. С одной стороны крутой обрыв к реке - остатки стен храма. С другой стороны тоже спуск, заросший березняком.
Обычно при установке руками мы делаем веревочные растяжки, а здесь и развернуться негде. Я опасался, что мы можем уронить крест
под обрыв. Поскольку кресты устанавливаются во время детских экспедиций клуба "Зюйд-Вест" Центра образования №109 г. Москвы,
в этих экспедициях мало взрослых, а местные жители в Угличском районе в предыдущие годы, к большому сожалению, принимали
в установке крестов не такое активное участие, как хотелось бы. (В отличие от Архангельской и Ивановской областей, где участие
местных жителей было большим). Я писал об этом благочинному Угличского благочиния Владимиру Бучину, прося прислать для такого
случая подъемный кран. Владимир Бучин ответил в том роде, что подъемный кран не проедет в село по бездорожью, как-нибудь
поднимем. Я не вполне остался доволен таким ответом по своему маловерию. Однако дальнейшие события вразумили меня, грешного.
В отличие от других сел Угличского района немногочисленные местные жители села, где стоял храм ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, приняли
активнейшее участие в сборке и установке креста. Первый этап сборки проводился во дворе одного из домов. Такой большой крест было
бы практически невозможно донести на руках до места установки через огороды, кустарники и мелколесье. Местные жители привезли
тракторную тележку на полозьях с трактором, расчистили площадку для установки креста, подготовили яму в битом кирпиче храма.
При этом они предполали, что дачники из близ лежащего поселка не проявят интерес к кресту. Но местные жители ошиблись.
Самое удивительное началось при установке. Неожиданно пришло очень много народу, среди которого было много взрослых мужчин.
Настолько много, что крест после окончательной сборки, молебна и освящения подхватили как пушинку и установили на краю обрыва
безо всякой страховки веревками. Среди этих мужчин особенно выделялись своей активностью трое молодых, благочестивых и сильных.
Они не только помогли установить крест, но и после его установки, когда под крестом начали складывать символ Голгофы из валунов,
каждый из них принес по одному большому валуну снизу от воды. Эти валуны были настолько велики, что я, например, не смог бы их
поднять.
На ту установку приехали несколько священников из Угличского благочиния вместе с хором и помощниками. Причем в село Красное
нет дороги, и священников перевозили на лодках через Волгу. Я был уверен, что эти трое замечательных людей наверняка из помощников священников.
Каково же было мое удивление, когда при посадке в лодки священников для обратного переезда через Волгу, я не увидел в лодках тех
молодых и сильных благочестивых людей. Кто помогал нам при установке креста на месте храма Пресвятой Троицы и принес к основанию
креста три больших валуна? Конечно, это могли быть дачники, из близлежащего поселка.
Но мне, грешному, подумалось тогда, что ангелы.
С одним из этих молодых людей я немного поговорил во время установки креста. Дело в том, что мною был забыт отвес для
вертикального выравнивания креста. Этот молодой человек, столь активно помогавший при подготовке к установке креста показался
мне наиболее подходящим помощником при вертикальном выравнивании креста. Я попросил его, чтобы он руководил выравниванием
креста, сняв свой нательный крест и использовав его в качестве вертикально отвеса. Однако, он отказался снимать свой крест для
такого казалось бы благого дела. Пришлось обращаться с такой же просьбой к одному из участников нашей экспедиции,
он с охотой откликнулся на просьбу. Сборка и установка креста прошла легко, на одном дыхании, поэтому ангелы нам конечно помогали.
Но увидели мы их воочию никто из людей сказать не может.